920 тропа

Это тропа не давала мне покоя с того момента, как я узнал о её существовании. Я много раз бывал в местах её начала и окончания, но мне и в голову не приходило, что где-то по траверсу этих гор(ХХХ) проходит тропа, которая позволяет из района больших осыпей Мартин-Коша в Уч-Коше выйти на хребет Балланын-Каясы. Даже название этой тропы необычное - номерное. Мне кажется, что его дали или из-за того, что посчитали, что тропа берет своё начало на этой высоте (920м). А может и по средней высоте траверса, по которому проложена тропа (правда по моим расчетам это высота 950м).
Неделю назад мы предприняли первую попытку пройти эту затерявшуюся во времени и рельефе загадочную горную тропу. Первый блин оказался комом. Мы достаточно быстро прошли Уч-Кош от первого водозабора до верхнего правого безымянного притока Гувы. Однако, когда мы оказались непосредственно в сотни метров от малой правобережной осыпи Мартин-Коша, мы свернули в сторону правого верхнего безымянного притока Гувы. Мы пошли на развилке в ту сторону, откуда текла вода (в этом районе в основном русле Гувы воды не было). Через сотню метров, немного смутившись из-за крутизны подъема и бурелома, по которому приходилось пробираться, мы сверились с навигатором и поняли, что свернули не туда. Возвращаться не стали, подумали, так как тропа пересекает этот приток, мы выйдем на неё, минуя начальный участок в районе осыпей. Но вскоре мы натолкнулись на порог, бурелом и скалы по сторонам. Я решил, что мы не сможем преодолеть этот участок. Как выяснится во вторую нашу экспедицию, мы были в 10-15 метрах от тропы. В оправдании своего решения могу сказать только то, что я не видел никаких признаков тропы, которая вела бы в западном направлении. В то же время в восточном направлении (в сторону осыпей Мартин-Коша) отчетливо виднелась тропа. Мы пошли по ней, но вскоре она растворилась на достаточно крутом склоне. Мы изрядно намучались, двигаясь по склону в направлении осыпей. Погода тоже в этот день была не на нашей стороне – начался сильный дождь. Мы подошли к осыпи очень низко по склону. Спуститься к руслу реки можно только обойдя осыпь сверху. Этот участок тропы очень зрелищный. Сразу после осыпи начинается спуск по крутому склону с выходом к реке в районе поворота на третьем водозаборе. Так, из-за ошибки в ориентировании и плохой погоды, пришлось отложить прохождении 920 тропы на неделю.
Мы поняли, что к прохождению данного маршрута нужно подойти со всей серьезностью. Все неделю в свободное от работы время мы готовились, чтобы предпринять новую попытку прохождения. Теперь мы имели очное представление о месте, где тропа берет своё начало, у нас имелись распечатанные карты, а также ориентировочный трек в навигаторе. Мы посвятили много времени изучению описаний района местных краеведов-гуру.
Спустя неделю мы снова отправились покорять 920 тропу. Мы опять прошли Уч-Кош на этот раз безошибочно к нужному повороту на 3-ем водозаборе. Хочу заметить, что идти в августе по руслу реки Гува одно удовольствие: не жарко, тенек, прохладная вода всегда под рукой. Места очень живописные и красивые. Последний километр до осыпей начинается серьезный набор высоты. Еще раз обращаю внимание на то, что начало тропы находится практически сразу на повороте за окончанием малой правобережной осыпи. Тропа начинается на очень крутых склонах и с первых метров становится ясно, что помимо ног в этом походе, нам понадобиться еще и свободные руки, а еще лучше трекинговые палки. Тропа не ярко выражена на склоне. Почти сразу она расходится на 3-и яруса тропы. Нужно придерживаться той, которая идет выше. Она проходит всего в метре над осыпью. Помня о том, как прошлый раз мы намучились на участке от вершины осыпи до оврага правого безымянного притока, я, почему-то предположил, что если выйти на хребет над осыпью, то можно будет избежать этого неприятного участка с крутыми склонами. Это было неправильное предположение. В этом мы вскоре убедились. Тропа быстро растворилась как собственно и хребет, и мы полезли по очень крутому склону, набрав высоту 1056м. Понимая, что делаем что-то не то – начинаем двигаться на траверсу в сторону нужного нам оврага.  Намучившись, мы ,в итоге, спустились в овраг в месте огромной осыпи, но оно оказалось тупиковым – сверху огромная осыпь, а внизу порог высотою метров пять. Пришлось выбираться из оврага тем же путем. Мы траверсом отошли от оврага и начали спускаться на дно оврага метров на 50 ниже. На этот раз нам повезло, и мы вышли в нужное место. Но вопрос, как все-таки правильно доходить до тропы в безымянном овраге правого верхнего притока Гувы, остается открытым. На этом участке мы снова потратили огромное количество сил. Место начала тропы в овраге в западном направлении достаточно выраженное, так как другого пути там просто нет. Нас очень сильно заинтересовал первый хребет после оврага, потому что мы видели, как по нему наверх шел какой-то турист-одиночка. Вполне возможно, что по этому хребту есть выход на плато. Этим вопрос стоит изучить самым тщательным образом. Но вернемся к нашей тропе. Как только мы прошли по ней первые 500м, возник вопрос, а стоит ли продолжать движение по ней. Через каждые 150м тропу пересекают длинные осыпи. Двигаться по ним очень непросто. Тропа постоянно держит в напряжении. 50% времени её не видно совсем, а 50% она с трудом угадывается. Она более-менее отчетливо видна на хребтах и оврагах, то есть в тех местах, где нет альтернативных вариантов прохождения. Тропу очень несложно потерять и начать двигаться просто по склону. Первым признаком того, что вы сошли с тропы – это то, что начинаешь идти по колючей ежевике. Порой кажется, что ну её эту тропу, но это не так. Если идти не по тропе, то силы расходуются очень быстро. Особенно трудно придерживаться тропы в верховьях длинных полян Мастреиза. Тропа не блещет зрелищностью на участке от её начала и до гребня Оксек-Бурун. С этого же гребня открываются красивые виды на Уч-Кош, Ялту, Биюк-Комбопло и Балланын-Каясы. Поначалу кажется невероятным, что отсюда можно выйти на гребень Балланын-Каясы. Продолжаем двигаться, очередной раз сбиваемся с тропы и уходим на 30-40м. вниз по склону. Наевшись и исцарапавшись ежевикой, поднимаемся обратно на тропу, увидев как ориентир большой пирамидальный камень-глыбу. Еще пару сотен метров и мы снова теряем тропу, теперь оказываемся выше на 30-40 метров по склону. Начинаем нервничать. Каждый метр без тропы, постоянные её поиски истощают как физически, так и морально. Время летит быстро, а продвигаемся мы очень медленно. Начинают подкрадываться опасения о том, как жутко на этих склонах двигаться в темноте или в густом тумане. Двигаться в темноте, при свете налобных фонариков кажется безумием, так как и при свете дня придерживаться «невидимой тропы» чрезвычайно сложно. Но вот перед нами последний овраг перед выходом на хребет Балланын-Каясы. С этого момента мы идем по бесконечной сыпучке. Выход на перевал абсолютно невыраженный. Тропой и не пахнет. Когда же выходишь на тропу на перевале Балланын невольно вздыхаешь с большим облегчением. Слава богу, прошел, все трудности позади. В первоначальных наших планах был спуск к роднику Сиготур с последующим спуском по арыку вниз до грунтовой дороги, а по ней в Васильевку. Но из-за того что световой день подходил к концу – мы направились знакомой и хорошо протоптанной тропой в направлении скал Уч-Сырым-Тепеси. В 21-40 мы спустились в Васильевку.